31.01.2010 23:56
Русскоязычные медиа для неанглоязычного Кавказа
David Mchedlidze
Разговоры о медииДо августовской войны 2008 года информационная политика властей Грузии была ориентирована, в основном, на англоязычную аудиторию. Эмоциональные комментарии президента Михаила Саакашвили чуть не каждую неделю выходили в эфир CNN или BBC, и грузинские национальные каналы бесконечно повторяли эти кадры, как и любые телевизионные выступления президента.
Хотя, надо сказать и то, что власть работала и на неанглоязычную аудиторию. Возьмем хотя бы очень небольшой количественно, но политически весьма важный сегмент - осетинскую часть населения Цхинвальского региона. Потоку информации с севера власти Грузии противопоставили русскоязычную "Аланию", однако этот телеканал, ввиду технических причин и голой пропаганды, оказался некачественным и бесполезным, он не завоевал доверие местной аудитории, а дальше этого власть уже не пошла.
Кроме того, из-за дошедшего до грани войны противостояния, в регионе почти не распространялась свободная информация. Даже та часть этнических осетин, которые знают грузинский язык, получали от национальных грузинских телеканалов отфильтрованную информацию. Альтернативные же источники информации, будь то интернет-сайты или неправительственные организации, погоды не делали.
Во время августовской войны 2008 года Россия отключила грузинские правительственные и независимые информационные сайты, и грузинским политикам приходилось преодолевать информационную блокаду посредством оставшихся в их распоряжении скудных ресурсов. Разумеется, главной целью по-прежнему был Запад - Европа и Соединенные Штаты Америки.
После войны прошло полтора года, и, как видно, грузинская власть четче осознала, что, помимо англоязычного мира, для Грузии также важна и неанглоязычная аудитория. Яркое подтверждение этого - созданный на базе Общественного вещателя Грузии (ОВГ) "Первый Кавказский", который вещает на русском языке и пока что распространяется в Интернете и по кабельной сети.
С 15 по 28 января этот канал выходил и на спутник, в соответствии с соглашением, заключенным с французской компанией "Eutelsat", однако 28 января спутниковое вещание было отключено. По предположению генерального продюсера "Первого Кавказского" Зураба Двали, отключение вещания от французского спутника, возможно, произошло вследствие давления со стороны России.
Как в России, так и в Грузии, "Первый Кавказский" считают частью политики и пропаганды грузинских властей.
Заместитель министра внутренних дел России Аркадий Эделев 14 января назвал этот канал грузинской пропагандистской машиной и проводником экстремистской идеологии. Он высказал подозрение в том, что канал финансирует американская сторона.
По информации Зураба Двали, только за пределами Грузии сайт телеканала ежедневно посещает 40-45 тысяч пользователей.
"Мы не служим контрпропаганде, антирусской компании, в чем нас обвиняют. Мы - грузинский телеканал, только русскоязычный, и хотим знакомить аудиторию с нашим видением, нашей позицией в связи с тем, что происходит в Грузии и вокруг нее. Когда появляется альтернативный информационный источник, это раздражает Россию. Она хочет быть полным монополистом и навязывать всем свое видение", - говорит Зураб Двали в интервью Media.Ge, отмечая, что целевой аудиторией телеканала он считает русскоязычных зрителей, которых интересуют новости, происходящие в Грузии и вокруг нее. Таковыми являются проживающие в Грузии этнические меньшинства и население Северного и Южного Кавказа, до которого, по словам Двали, реальная информация не доходит.
Новостные выпуски о событиях в Грузии, других странах Кавказа и в мире выходят на "Первом Кавказском" 4 раза в день, над их подготовкой работает около 30 человек.
По словам руководителя информационной службы Екатерины Котрикадзе, приоритетом для них являются события на Северном Кавказе.
"Эта тема почти закрыта и мало освещается, разве что в Интернете на что-нибудь наткнешься. Мы хотим, чтобы наше телевидение было объективным и говорило правду о том, что там происходит", - говорит Екатерина Котрикадзе.
У "Первого Кавказского" уже есть в регионе журналисты, с которыми он сотрудничает, но, в целях их безопасности, не называет имен.
Кроме новостей, в активе "Первого Кавказского" - пока что 7 передач. До лета телевизионную сетку должны пополнить еще 10 передач. Главная цель канала - разговор о проблемах, истории и перспективах Грузии и всего Кавказа.
"Мы не смогли должным образом вынести за пределы страны нашу правду, позицию, видение различных процессов. Посольства хоть и работают в этом направлении, проводят различные мероприятия, но в России, Украине, Азербайджане, в русскоязычном мире вся информация о Грузии распространяется в основном, российскими каналами", - говорит Зураб Двали, поясняя, что этот информационный вакуум и должен заполнить "Первый Кавказский".
Руководство канала обещает предоставлять зрителям объективную, непредвзятую и качественную продукцию.
Международная медиа всегда уделяла внимание нестабильному, но важному в геополитическом отношении Кавказу, и это внимание возрастало по мере обострения конфликтов. Однако зарубежные СМИ освещают события для международной аудитории, в то время как население отторгнутых от Грузии территорий остается в плену односторонней или многосторонней пропаганды, хотя "Радио Свобода" старается исправить эту ситуацию.
В начале ноября прошлого года Грузинская служба "Радио Свобода" задействовала русскоязычную радиостанцию "Эхо Кавказа", причем новости Грузии и Кавказского региона также выкладываются на сайте www.ekhokavkaza.com
Как заявил директор Грузинской службы "Радио Свобода" Давид Какабадзе, в день эту веб-страницу посещают от 600 до 1000 пользователей. Вместе с населением остальной Грузии, передачи "Эхо Кавказа" слушают жители Абхазии и бывшей Юго-осетинской автономной области.
"Никакой пропаганды! Это - информационное вещание. Нашей задачей не является кого-то в чем-то убеждать! Мы предоставляем информацию оперативно, беспристрастно и объективно", - говорит Давид Какабадзе.
Самым сложным оказалось уговорить абхазских и осетинских коллег сотрудничать с новой радиостанцией. Была опасность того, что местные власти создадут им проблемы. К тому же, они думали, что радио сотрудничает с грузинскими властями. Соответственно, большинство журналистов не хотели участвовать в процессах против своей совести, но, в конце концов, некоторые из них согласились сотрудничать с Грузинской службой "Радио Свобода".
Главный принцип радио "Эхо Кавказа" - соблюдение международных норм, хотя журналисты из Абхазии и Осетии нередко используют в репортажах характерную для них терминологию. В этом случае, руководство радио идет на уступки, так как главное для него - передать информацию из этих регионов, а не то, как называют Абхазию или Южную Осетию тамошние журналисты.
Всеобщий интерес к Кавказу Давид Какабадзе объясняет ростом значения, которое этот регион приобрел в транзитном и маршрутном отношении.
"Стало ясно, насколько важно, когда ты не зависишь от России. Не менее необходима стабильность на Северном Кавказе - в Ингушетии, Дагестане. Стабильность эта важна и для России. А информация и информированность - это основной элемент стабильности", - говорит Давид Какабадзе. Именно поэтому все больше медиа-средств интересуются Кавказом и стараются предоставить населению больше информации.